Проект по русскому языку 2 словари. Проект "словари наши помощники". Слова относятся к именам существительным

Марина Зюляева
Проект по русскому языку «В словари - за частями речи» во 2 классе

МБОУ «Козловская средняя общеобразовательная школа №2»

Проект по русскому языку :

«В словари – за частями речи

Подготовила : ученица 2 класса

Зюляева Анастасия

Толковый словарь

1. Найдите в словаре слово «смекалка» и прочитайте его значение.

К какой части речи относится это слово ?

Смекалка (сущ.) - сообразительность, догадливость, способность быстро понять, смекнуть.

2. Какое из данных имён прилагательных является однокоренным к этому слову ? Догадливый, сообразительный, смекалистый.

3. Составьте предложение со словом «смекалка» или с однокорен-

ным ему словом . Запишите его.

Нас часто выручает смекалка и жизненный опыт.

Орфографический словарь

Найдите в словаре имена существительные - названия расте-

ний. Запишите. Подчеркните в них орфограммы. В какие группы

по значению можно распределить записанные имена существитель-

ные? Объясните свой ответ.

Деревья : берёза, осина, яблоня.

Ягоды : земляника, малина, ягода.

Овощи : капуста, морковь, щавель.

Фрукты : яблоко.

Словарь синонимов

1. Найдите в словаре синонимов имена прилагательные, обозначаю-

щие признаки предметов по цвету. Запишите эти пары слов .

Голубой - лазурный, жёлтый - золотой, зелёный - изумрудный,

красный - алый, оранжевый - апельсиновый, синий – василько-

вый, фиолетовый - лиловый.

2. Какие из записанных имён прилагательных вы чаще употребляе-

те в речи ?

Голубой, жёлтый, зелёный, красный, оранжевый, синий, фиолето-

3. Составьте предложения со словами любой пары синонимов.

Мой любимый цвет – красный.

Словарь антонимов

1. Найдите в словаре глаголы

лов - антонимов.

Встречать - провожать, хвалить - ругать, говорить - молчать, лю-

бить - ненавидеть, радовать - огорчать.

2. Объясните, как вы понимаете значение таких глаголов : помо-

гать - мешать, одобрять - осуждать.

Помогать - содействовать чему-то или кому-то, способствовать чьей-то деятельности, поддерживать в делах и начинаниях.

Мешать - создавать препятствия, помехи.

Одобрять - признавать, принимать, соглашаться.

Осуждать - порицать, не соглашаться.

3. Составьте предложения со словами любой пары антонимов.

Мама с папой каждое утро провожают меня в школу.

После школы дома меня встречает бабушка.

Орфоэпический словарь

1. Найдите слова - названия людей по роду их занятий. К какой

части речи они относятся ? В каком числе употреблены? Запи-

шите эти слова так , как они написаны в словаре .

Дирктор (сущ. ед. ч., директор (сущ. мн. ч.) . Инженр (сущ. ед.

ч., инженры (сущ. мн. ч.) . Столяр (сущ. ед. ч., столяры (сущ. мн.

ч.). Шофёр (сущ. ед. ч., шофёры (сущ. мн. ч.) .

2. В произношении каких слов вы делаете ошибки ? Произнесите эти слова правильно .

Дирктор, директор. Инженр, инженры. Столяр, столяры.

Шофёр, шофёры.

3. Запишите эти слова . Обозначьте в них ударение.

Словарь однокоренных слов

1. Выпишите слова с корнем -зим- . Выделите в них корень.

Зима (сущ., зимний (прил., зимовье (сущ., зимовать (гл.) .

2. Укажите над каждым словом , какой частью речи оно является .

3. Составьте с любым из этих слов предложение . Подчеркните в

нём главные члены.

Наконец наступила зима!.

II часть – практическая .

МОЙ ПРОЕКТ словари - за частями речи !"

Толковый словарь

1. Найдите в словаре выделенные слова и прочитайте их значения. К каким частям речи относятся эти слова ?

Если видишь на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш -

Обязательно картина

Называется пейзаж.

Орфографический словарь

1. Найдите в словаре имена существительные - названия меся-

цев. Запишите. Подчеркните в них орфограммы.

2. В какие группы можно распределить записанные

имена существительные? Объясните свой ответ.

Словарь синонимов

1. Найдите в словаре глаголы . Запишите любые пять пар глаго-

лов - синонимов.

2. Составьте предложения со словами любой пары синонимов.

Словарь антонимов

1. Найдите в словаре имена прилагательные. Запишите любые

Пять пар прилагательных - антонимов.

2. Объясните, как вы понимаете значение таких прилагатель-

ных : грубый - вежливый, простой - сложный.

3. Составьте предложения со словами любой пары антонимов.

Орфоэпический словарь

1. Найдите слова - названия предметов одежды. К какой части

речи они относятся ? В каком числе употреблены? Запишите эти

слова так , как они написаны в словаре .

2. В произношении каких слов вы делаете ошибки ? Произнесите

эти слова правильно .

3. Запишите эти слова . Обозначьте в них ударение.

Словарь однокоренных слов

1. Выпишите слова с корнем -снег- . Выделите в них корень.

2. Укажите над каждым словом , какой частью речи оно является .

3. Составьте текст с этими словами . Подчеркните главные члены в предложениях.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости, поприветствуйте их. Присаживайтесь.

На прошлых уроках мы пришли к выводу, что в русском языке есть очень много словарей. Какие это словари? (выслушать ответы детей)

Послушайте стихотворение Якова Козловского и скажите, где сегодня мы будем искать ответы на вопросы

1-й ученик (стихотворение Я. Козловского «Русской речи государь по

прозванию Словарь»):

Есть волшебная страна,

Что распахнута пред вами,

Та, которая словами.

Как людьми населена.

2-й ученик:

Правит ими государь

По прозванию Словарь.

И относится он к ним,

Словно к подданным своим.

3-й ученик:

Утверждать ему не ново,

Как писать какое слово,

Как с другими сочетать...

4-й ученик:

Он связует новь и старь,

И тебе всегда, как другу,

Оказать готов услугу

Русской речи государь

По прозванию Словарь!

С чем мы сегодня будем работать? (Со словарями)

Обобщение:

В русском языке очень много словарей. Все они наши помощники. Они помогают многое узнать о слове. Сегодня мы заглянем в этот мир слов, чтобы больше узнать о словарях русского языка, поучимся ими пользоваться. Ввиду их многообразия, остановимся лишь на некоторых из них.

На доске появляются словари (можно напечатать на карточках и повесить или устроить выставку).

Эпиграфом к нашему уроку будет высказывание

Слайд 1.

«Не тот образованный человек, который всё знает (это невозможно), а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос!»

Прочитайте высказывание. Как вы его понимаете?

Давайте поговорим о слове, на котором «мир стоит», которое «сверкает ярче солнца», «в огне не горит, в воде не тонет», «суда не боится», «с ложью не дружит», «всегда живёт с хорошими людьми» - Что это за слово? (ПРАВДА)

Русская пословица гласит: "Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты". - Какой словарь, на ваш взгляд, поведает нам о друзьях слова "правда"?

Какую информацию о слове «Правда» мы можем найти в каждом из словарей?

Ребята, послушайте, а в каком из словарей можно найти информацию о слове «Правда»? (дети высказываются)

«Я думаю…»

«Мне кажется…»

«Может быть…»

Обращаю внимание детей на разнообразие и противоречивость предположений.

Все вы думаете по-разному.

Итак, вопрос остается открытым: в каком из словарей можно найти всю информацию о слове? И что мы можем узнать мы словарей?

Какова же будет цель нашего исследования?

Цель: выяснить, для какой цели используется каждый словарь.

Слайд 2.

«Словарь – это Вселенная в алфавитном порядке» (А. Франс)

Как вы понимаете эти слова? (слова в словарях расположены в алфавитном порядке)

Вспомните алфавит и отгадайте слова, зашифрованные цифрами:

Слайд 3.

25 1 19 20 10 (части речи) Висит алфавит

Какую задачу мы поставим на уроке? (находить в словарях слова различных частей речи)

Слайд 4 «В словари – за частями речи»

Для того, чтобы исследовать, для какой цели используется каждый словарь, вы станете исследователями . Кого называют исследователями? Как называется помещение, в котором проводят исследования? (лаборатория). Мы отправляемся с вами в научную лабораторию.

Дети заранее поделены на 6 групп и сидят за столами.

Сейчас мы будем работать в малых группах. В каждой группе я назначаю руководителя (сильные дети, вешаю эмблему ).

2. Исследование в малых группах

Каковы правила работы в группе? (у каждого на столах). Найдите.

1. Работай в группе дружно, помни – вы одна команда!

2. Принимай активное участи в работе, не стой в стороне!

3. Не бойся высказывать свое мнение!

4. Работай тихо, не старайся всех перекричать! Уважай мнение других участников группы.

6. отвечай у доски громко, четко, кратко.

Определим план исследования (найдите его у себя на столах). 1 человек зачитывает.

2. сделать нужные записи.

3. подготовиться к выступлению.

Каждой группе предлагается для исследования текстовый материал о каком-то словаре (толковый, орфографический, сл. Синонимов, сл. Антонимов, орфоэпический, сл. Однокоренных слов) и «Помощник ответа» (заранее все лежит на столах).

На столах лежат учебники по русскому языку на подставке (4 шт.)

Ребята, прочитав текст, вы должны выделить главное о каждом словаре, выполнить задания и записать все в «помощнике ответа.

«Помощник ответа»

1. Мы прочитали о __________________________________________________.

2. Выяснили, что ____________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________.

3.Мы сделали вывод, что этот словарь нужен для

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________.

Время отсчитывается с пом. магнитов. (примерно 10 мин.)

3.Обмен информацией и ее организация

Стоп! Исследование в малых группах закончено.

Переходим к следующему этапу ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ.

4. Обмен информацией

Работать будем следующим образом: каждая группа по очереди выходит и рассказывает всему классу о словаре, который изучали. (учебник, стр. 114)

Задания мы будем выполнять все вместе.

У вас есть добавления к сказанному вашим руководителем? (Молодцы, Успешно справились с заданием).

Учитель по ходу рассказов детей добавляет необходимую информацию.

5. О многих словарях мы сегодня поговорили, рассмотрим еще 1. О нем нам расскажет _________.

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ. (взять в библиотеке)

Назначение этимологического словаря - дать историю и происхождение слов. Ведь у каждого слова своя история, своя судьба, своя жизнь. Не зря говорят, биографию имеют не только люди, но и слова. Об этом стихотворение С. Острового "Первородство":

К словам привыкаешь день ото дня.
А они первородного смысла полны:
И когда я слышу: "Извини меня!"-
Это значит: "Исключи меня из вины!"
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу: "Защити меня!"
Это значит: "Спрячь меня за щитом!"
Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У слова свой норов. Своё нутро.
И если ты в эту проникнешь суть -
Слово тебе сотворит добро.

- Ребята, кто-нибудь из вас задумывался над происхождением слова, которое мы произносим, когда благодарим человека за что-либо?

- Что это за слово? (Спасибо . Находят значение слова в этимологическом словаре)

Правда (найдем в этимологическом словаре)

Так давайте, друзья, будем проникать в суть слова, в истинное значение слова, в первоначальный смысл слова, будем добрыми и умными. А этимологический словарь, станет вашим надёжным помощником, как и другие словари русского языка.

6. Связывание информации, обобщение.

Мы обменялись информацией, узнали о каждом из словарей. А теперь подведем итоги.

Давайте возвратимся к цели нашего исследования. (выяснить, для чего используется каждый словарь).

Что можно сказать о каждом из словарей?

Какое заключение можно сделать? (выслушать детей, сформулировать обобщение).

Совершенно, верно. Словари – это наши помощники.

А кто создает словари? Этом нам расскажет______

Созданием словарей занимаются лексикографы.

Слайд

Наука, занимающаяся вопросами составления словарей и их изучения, наз-ся лексикографией.

Самыми известными лексикографами были: Даль, Ушаков, Ожегов.

Когда вышел самый первый словарь?

Это было очень давно. Первый печатный словарь назывался «Лексис». Составил его Лаврентий Зизания в 1596 г. В этом словаре было всего 1.061 слово. Это очень много по тем временам.

А каким должен быть примерный словарный запас человека?

Для того, чтобы понимать друг друга в обычном разговоре, достаточно 4-5 тыс. слов, хотя этого мало для выразительной речи. У взрослого образованного человека словарный запас составляет примерно 10-12 тыс. слов.

Вывод: чем больше слов знает человек, тем точнее, ярче, образнее он выражает свою мысль, тем лучше его речь, язык. Ведь известно, что речь является показателем ума человека, показателем его культуры.

Разговор о словарях безграничен. Мы познакомились лишь с некоторыми из них. Сегодня, я думаю, вы поняли, как важно дружить со словарями. Они помогают многое узнать о слове. Всякий грамотный человек очень часто в своей жизни обращается к словарям. Я думаю, что эти замечательные словари обязательно станут вашими друзьями.

Давайте обратимся к цели нашего исследования. (выяснить, для какой цели используется каждый словарь)

Мы достигли цели? Да. молодцы. Хорошо сегодня поработали.

6. Подведение итогов. Рефлексия.

На доске прикрепляются картинки:

Я узнал новое

Я хочу рассказать о том, что узнал другим

Было скучно и неинтересно

А теперь давайте покажем свое отношение к уроку. На столах лежат магниты. Каждый возьмет по 1 магниту и прикрепит его к нужной картинке.

Многие из вас оставили магниты на второй картинке.

« словарь добрых слов», «словарь вежливых слов», «лесной словарь», «спортивный словарь». Нарисуйте обложки к своим словарям.

Задания для каждой группы

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ

  • Умеете ли вы работать со словарями? Воспользуйтесь словарями учебника и решите данные грамматические задачи.

Толковый словарь

1. Найдите в словаре слово смекалка и прочитайте его значение. К какой части речи относится это слово?

Смекалка — сообразительность, догадливость, способность быстро понять, смекнуть.

Смекалка — имя существительное.

2. Какое из данных имён прилагательных является однокоренным к этому слову?
Догадливый, сообразительный, смекалистый.

Смекалистый

3. Составьте предложение со словом смекалка или с однокоренным ему словом. Запишите его.

Нас часто выручает смекалка и жизненный опыт.

Орфографический словарь

Найдите в словаре имена существительные — названия растений. Запишите. Подчеркните в них орфограммы. В какие группы по значению можно распределить записанные имена существительные? Объясните свой ответ.

Деревья: бе рёза, о сина, ябло ня.
Ягоды: зе мля ника, ма лина, яго да.
Овощи: ка пуста, мо рковь, ща вель.
Фрукты: ябло ко.

Словарь синонимов

1. Найдите в словаре синонимов имена прилагательные, обозначающие признаки предметов по цвету. Запишите эти пары слов.

Голубой — лазурный, жёлтый — золотой, зелёный — изумрудный, красный — алый, оранжевый — апельсиновый, синий — васильковый, фиолетовый — лиловый.

2. Какие из записанных имён прилагательных вы чаще употребляете в речи?

Голубой, жёлтый, зелёный, красный, оранжевый, синий, фиолетовый.

3. Составьте предложения со словами любой пары синонимов.

У неё были большие васильковые глаза.
Над синим морем летела белоснежная чайка.

Словарь антонимов

1. Найдите в словаре глаголы. Запишите любые пять пар глаголов-антонимов.

Встречать — провожать, хвалить — ругать, говорить — молчать, любить — ненавидеть, радовать — огорчать.

2. Объясните, как вы понимаете значение таких глаголов: помогать — мешать, одобрять — осуждать.

Помогать -содействовать чему-то, способствовать чьей-то деятельности.
Мешать — создавать препятствия, помехи.
Одобрять — признавать, принимать, соглашаться.
Осуждать — порицать, не соглашаться.

3. Составьте предложения со словами любой пары антонимов.

Мы любили встречать поезда.
Мама провожала сына в школу.

Орфоэпический словарь

1. Найдите слова-названия людей по роду их занятий. К какой части речи они относятся? В каком числе употреблены? Запишите эти слова так, как они написаны в словаре.

Эти слова относятся к именам существительным. Употреблены в единственном и множественном числах.

2. В произношении каких слов вы делаете ошибки? Произнесите эти слова правильно.

Дирéктор, директорá. Инженéр, инженéры. Столя́р, столяры́. Шофёр, шофёры.

3. Запишите эти слова. Обозначьте в них ударение.

Словарь однокоренных слов

1. Выпишите слова с корнем -зим-. Выделите в них корень.

Сущ. прил. сущ. гл.
Зим/
а, зим/ ний, зим/ овье, зим/ овать.

2. Укажите над каждым словом, какой частью речи оно является.

3. Составьте с любым из этих слов предложение. Подчеркните в нём главные члены.

Зимним днём ребят ждут весёлые забавы во дворе.

  • Составьте свои задания по любому из словарей. Подготовьте их к презентации.

МОЙ ПРОЕКТ «В словари — за частями речи!»

Толковый словарь

1. Найдите в словаре выделенные слова и прочитайте их значения. К каким частям речи относятся эти слова?

Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, —
Обязательно картина
Называется пейзаж .

Орфографический словарь

1. Найдите в словаре имена существительные — названия месяцев. Запишите. Подчеркните в них орфограммы.

2. В какие группы можно распределить записанные имена существительные? Объясните свой ответ.

Словарь синонимов

1. Найдите в словаре глаголы. Запишите любые пять пар глаголов-синонимов.

2. Составьте предложения со словами любой пары синонимов.

Словарь антонимов

1. Найдите в словаре имена прилагательные. Запишите любые пять пар прилагательных-антонимов.

2. Объясните, как вы понимаете значение таких прилагательных: грубый — вежливый, простой — сложный.

В словари – за частями речи!

Работа ученика 2 «А» класса

ГБОУ СОШ № 17

Ибрагимова Эмиля


Толковый словарь

1. Смекалка – сообразительность, догадливость, способность быстро понять, смекнуть.

Слово «смекалка» – имя существительное женского рода.

2. Смекалка – смекалистый (однокоренные слова)

3. В походе без смекалки не обойтись.

(предложение со словом «смекалка»)

Задание: Найдите в словаре и прочитайте значение слова «пейзаж».


Орфографический словарь

Б е рёза, з е мл я ника, к а пуста, м а лина, м о рковь, о сина, щ а вель, ябл о ня

Деревья: берёза, осина, яблоня

Ягоды: земляника, малина

Овощи: морковь, капуста

Травы: щавель

Задание: найди в орфографическом словаре слова с двойными согласными.


Словарь синонимов

1. Красный – алый, синий – васильковый, жёлтый – золотой, зелёный – изумрудный, оранжевый – апельсиновый, голубой – лазурный, фиолетовый – лиловый.

2. Из этих слов в своей речи я чаще употребляю имена прилагательные красный, синий, жёлтый, зелёный, оранжевый, голубой, фиолетовый.

3. В саду расцвела алая роза.

Я снял с дерева красное яблоко.

Задание: подберите синонимы к словам ключ, друг, идти.


Словарь антонимов

1. Встречать – провожать, говорить – молчать, хвалить – ругать, помогать – мешать, запрещать – разрешать.

2. Помогать – оказывать помощь, мешать – создавать препятствия в чём-нибудь, одобрять – считать хорошим, правильным, осуждать – выражать неодобрение.

3. Осенью перелётные птицы улетают на юг, а весной они возвращаются в родные края.


Орфоэпический словарь

  • Дире ́ ктор, директора ́ , инжене́р, инжене́ры, стол ́ яр, столяры ́ , шофёр, шофёры.

Слова относятся к именам существительным.

Единственное число: директор, инженер, столяр, шофёр.

Множественное число: директора, инженеры, столяры, шофёры.

Задание: найдите слова, в которых сочетание чн читается как [ шн ] .


Словарь однокоренных слов

1. Зим а (сущ.), зим ний (прил.), зим овье (сущ.), зим овать (гл.).

2. Наступило зимнее, морозное утро.

__________________________

Задание: найдите слова с корнем –снег-